Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


"Выставка одной книги" - Ю. П. Анненков "Портреты"

  С 15 апреля в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлен редкий альбом русского и французского живописца и графика, художника театра и кино Юрия Петровича Анненкова. Портреты.- Петроград: «Петрополис», 1922

   Золотой фонд русской графики! Основу книги составляют созданные Юрием Анненковым неповторимые портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов в несколько "кубистическом" стиле, что несомненно придало изданию некий конструктивистский шарм. Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников.

   В монографию о художнике включены три статьи, посвящённые ему: «0 синтетизме» Евгения Замятина, «Коле­бания жизненных токов» Михаила Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, а так же список его ра­бот. Но, столь при­мечательным в ряду других книг того времени издание делает именно иллюстративный ряд - острохарактер­ные, талантливо и стильно написанные Аннен­ковым портреты его современников. Всего их в книге 80. Часть портретов (37) расположена на отдельных листах, включённых в общую па­гинацию издания, в том числе 7 из них отпеча­таны на мелованной бумаге (исполнены акваре­лью и/или цветными карандашами), а остальные 30 - на той же бумаге, что и вся книга (гра­фические портреты, в исключительных случа­ях - с использованием цветной туши). Перед каждой страничной иллюстрацией вклеен лист тонкой прозрачной бумаги, на котором в нижней части воспроизведены подписи к портретам: слева - на русском, справа - на французском языке. Иллюстрации в тексте - их 43 - вы­полнены в различных техниках (масло, каран­даш, темпера и пр.). В предисловии к книге Анненков писал: «Ра­ботая над портретами, я не имел циклового задания, каждый из них создавался мною в разное время и по разным мотивам... Но, со­бранные вместе, портреты неожиданно приобрели для меня значение итога моих личных пере­живаний за последние годы. И если иные изо­бражённые мною люди запечатлели себя в исто­рии наших дней, а иные обречены на безвест­ность, то все они без изъятия отмечены одним и тем же знаком: революцией, - и все они слу­жат мне живым напоминанием о тех трагедиях и надеждах, падениях и подъёмах, путём ко­торых нам суждено было пройти вместе бок о бок, друзьям и врагам одинаково».

    Успех книги способствовал тому, что в 1923 году художник получил заказ на серию портретов советских политических деятелей Л. Троцкого, Л. Каменева, Г. Зиновьева, К. Радека, А. Луначарского, В. Антонова-Овсеенко и др. Изображения их вошли в следующий альбом Анненкова, «Семнадцать портретов», выпущенный Госиздатом в 1926 году. Однако спустя два года по личному приказу Сталина альбом был изъят из библиотек и книготорговой сети и уничто­жен. Часть экземпляров всё равно попала к читателям, но их было ничтожно мало.

   Анненков, Юрий Павлович (1889–1974), выдающийся русский художник-портретист, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Потомок Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А. С. Пушкина. Для работ художника начала 1910 годов характерно влияние кубизма и футуризма — «Адам и Ева» (1913-1918), «Желтый траур» (1914), «Бретань» (1916), «Июль. Лес» (1918). Свои кубистические пейзажи, Анненков выставил впервые в 1913 г. в «Салоне Независимых». Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи («Адам и Ева», 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Анненков вошел в число видных деятелей нового русского театра прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н. Н. Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова «Театр для себя», 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли («Гимн освобожденному труду» и «Взятие Зимнего дворца»; оба — 1920). Перу Анненкова принадлежат статьи «Ритмические декорации» (1919) и «Театр до конца» (1921), где художник выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле «Газ» Г. Кайзера, 1922; и «Бунт машин» А. Н. Толстого, 1924). Еще в предреволюционные годы Анненков разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А. А. Ахматова, М. Горький, Е. И. Замятин, Б. Л. Пастернак, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, А. Н. Бенуа, И. Е. Репин, В. Ф. Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: в 1917–1922 году он зарисовал с натуры А. Ф. Керенского, В. И. Ленина, Г. Е. Зиновьева, К. Ворошилова, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Л. Д. Троцкого, его зама — Эфраима Склянского и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы «Портреты» (1922) и «17 портретов» (1926); почти весь тираж последнего был — из-за наличия в нем «врагов народа» — уничтожен. Его живописный портрет Л. Д. Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески» — героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А. А. Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы.

   Как писатель Анненков дебютировал сборником стихов «Четверть девятого» (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом Б. Темирязев) «Повесть о пустяках» (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии «Одевая звезд» (Париж, 1955) и «Макс Офюльс» (Париж, 1962). Среди его литературных, «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера — Л., 1991), — пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.

   Альбом отпечатан в августе 1922 года на толстой бумаге верже в 15-й Государственной типографии в количестве 900 нумерованных экземпляров под наблюдением В. И. Анисимова. Экземпляр фонда библиотеки имеет номер 684. К сожалению, личность бывшего владельца нашего экземпляра установить не удалось.

   Выставка продлится до 1 мая 2019 года.



Выставка сценических костюмов к спектаклям Ростовского государственного музыкального театра

    В Донской публичной библиотеке в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж) в рамках IV фестиваля современного искусства «БиблиоART. Театр» представлена выставка сценических костюмов к спектаклям «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Травиата» и «Лебединое озеро» Ростовского государственного музыкального театра. Автор костюмов – художник-модельер по театральным костюмам Наталья Земалиндинова.

    Наталья Земалиндинова работает в Ростовском музыкальном театре с 2000 года. Ее творчество ярко представлено в костюмах действующих лиц десятков опер, оперетт и балетов театра. Оформленные ею спектакли отличают глубокое знание стиля, тонкое ощущение эпохи, изысканность художественного вкуса, умение подчеркнуть индивидуальность персонажа, что неоднократно отмечалось российской и зарубежной театральной критикой.

   Творческие достижения художника отмечены специальным дипломом благотворительного фонда «Дом Дягилева». Также Н. Земалиндинова неоднократно становилась лауреатом фестиваля «Мельпомена», проводимого Ростовским отделением Союза театральных деятелей России.

   Выставочный проект «Книжный вернисаж» рад представить небольшую выставку редчайших и интереснейших изданий фонда Донской публичной библиотеки, тематически сопровождающую экспозицию театральных костюмов.

   Посетители увидят первое полное издание «Евгения Онегина» (СПб., 1833), вышедшее при жизни А. С. Пушкина, а также миниатюрные издания романа, включая шольцевское (Варшава, 1899), которое является самой маленькой книгой библиотеки (30,00х20,00 мм).

    В витрине «Книжного вернисажа» посетители увидят факсимильное воспроизведение первого издания «Слова о полку Игореве», которое было подготовлено к печати по рукописи XVI века А.И. Мусиным-Пушкиным, А.Ф. Малиновским и Н.Н. Бантыш-Каменским в 1800. В 1812 году во время пожара Москвы рукопись «Слова» сгорела, и первое издание этого памятника, которого сохранилось около 60 экземпляров, приобрело значение первоисточника.

     Тема средневековья поддержана демонстрацией одного из лучших отечественных изданий произведений Уильяма Шекспира, вышедшего в легендарной серии «Библиотеки великих писателей», которая издавалась акционерным обществом Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон в начале XX века. В экспозиции также издания произведений Шекспира, вышедшие на языке оригинала в XIX веке и миниатюрные книги сонетов великого барда.

     Выставка продлится до 21 апреля с. г.



Выставка «Не будьте мертвыми душами…: 210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя»

     31 марта в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «Не будьте мертвыми душами…: 210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской публичной библиотеки.

     На выставке демонстрируется редкие издания произведений знаменитого писателя из собрания Донской публичной библиотеки. Выставку открывают прижизненные издания великого классика:

  • первое издание легендарной комедии «Ревизор», которое вышло в свет в день первого ее представления на сцене Александринского театра — 19 апреля 1836 г.;
  • первое и единственное прижизненное собрание сочинений Н. В. Гоголя с предисловием автора. Гоголь сам готовил Собрание сочинений к изданию, особенно тщательно работал над составлением 3-го и 4-го томов;
  • первое прижизненного издание первого тома поэмы «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (Москва, 1842-1855), подготовкой которого занимался сам Гоголь. Второй том «Мёртвых душ» впервые появился в печати в 1855 г. в составе вышедшего уже после смерти Н. В. Гоголя второго его собрания сочинений.

        Среди экспонатов выставки парадные подарочные альбомы – папки тоновых литографий к знаменитому произведению Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», выпущенные тиражом 40 экземпляров. Уникальность изданию придавали не только очень ограниченный тираж и посвящение «Его императорскому высочеству государю–наследнику цесаревичу и великому князю Александру Александровичу» (будущему императору Александру III), но и состав авторов-исполнителей. Кроме братьев Маковских – Владимира Егоровича и Константина Егоровича над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы.

       Специальный раздел выставки посвящён литературе о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Среди экспонатов труды известных литературоведов XIX-XX в.в. В. И. Шенрока, С. И. Машинского, С. Шамбинаго, И. Е. Мандельштама, Н. А. Котляревского, В. В. Виноградова и др. 

       Выставка продлится до 2 мая 2019 года.




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru