Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


Дореволюционные книги для чтения в проекте "Книжный вернисаж"

Осень Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки встречает с новой экспозицией в рамках проекта «Книжный вернисаж». Выставка «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО» приурочена ко Дню Знаний и началу нового учебного года.

Учебники существовали с незапамятных времён: первые обучающие тексты появились ещё в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования: около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы – «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов. Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым известным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. – в переводе её название означало «компендиум» или «итог», подразумевая всеохватные знания, которые это пособие даёт своему владельцу. Несмотря на то, что изначально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий решено было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержались различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для работы, например образцы того, как вежливо начать письмо.

 

Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии – Грецию. Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе (её возглавлял знаменитый философ Посидоний). Обучающие материалы этой школы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всём равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.

 

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного. Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.

 

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стеснённые в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

 

В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения.

 

Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем...», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей. 

 

Обучение  грамоте – самая древняя отрасль  методики изучения родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого столетия – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров и многие другие активно откликались на проблемы букваристики, т.к. элементарная грамота (умение читать и писать) – это ключ к массовому образованию, которое веками была непреодолима для народных масс.

 

После победы Великого Октября перед страной встали грандиозные задачи — ликвидировать неграмотность, обучить широкие народные массы грамоте и чтению. В эти годы появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. В книге И. В. Ребельского «Азбука умственного труда», неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приёмов умственной деятельности, в том числе и советы по технике чтения, а в 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С. И. Поварнина «Как читать книги», которая не утратила своего значения и в наши дни.

 

Формированию навыка чтения не уделялось специального внимания, и постепенно несовершенная техника чтения стала од­ной из острых школьных проблем. Требования Программ к правильности, скорости, выразительности чтения, обязательное сознательное чтение с пер­вых шагов обучения возродили интерес учительства к лучшим достижениям объяснительного чтения. С этого момента объясни­тельное чтение становится общепризнанным и ведущим методом начального обучения чтению вплоть до 70-х годов XX в.

 

Первыми учебниками нового поколения принято считать «Книги для чтения» трёхлетней школы авторов В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Л. К. Пискуновой, Л. С. Геллерштейна (1981). В этих книгах, кроме сезонного и тематического, реализовывался литературоведческий принцип структурирования учебного материала – они включили в себя отдельные разделы: «Устное народное творчество»; «Великие русские писатели»; «Классики русской литературы»; «Классики русской и советской литерату­ры»; «Классики зарубежной литературы». Хрестоматии обеспечивали преемственность между чтением в начальных классах и литературным чтением в средних с установкой на дальнейшее изуче­ние литературы. Впервые авторы книг для начальной школы отказались от адаптированных текстов, представили богатое разно­образие произведений различных родов, видов и жанров. В дальнейшем на основе этих хрестоматий были созданы книги для чтения в новой четырехлетней начальной школе – «Родное слово» тех же авторов (1986

 

Заботиться о внеклассном чтении детей – также в традициях русской педагогической мысли. В XIX в. выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи (например, сборник «Семейное чтение» под редакцией Ю. Семашко (СПб., 1871), включающий в себя тексты художественных произведений для чтения, а также различные занимательные задания, головолом­ки, математические задачи и описание самоделок, которые предлагалось мастерить с помощью старших; справочные каталоги с рекомендациями для детского и семейного чтения.

 

На выставке представлены документы конца XIX-XX вв., предназначенные для обучения и улучшения навыков чтения:

 

  • Что  читать народу? : критический указатель книг для народного и детского чтения / сост. Х. Д. Алчевской [и др.]. – СПб., 1889;
  • Толстой Л. Н. Четвёртая русская книга для чтения / Л. Н. Толстой. – изд. 23-е. – М., 1906;
  • Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах / сост. Г. А. Ткачёв. – Владикавказ, 1911;
  • Горбуновы-Посадовы И. и Е. Красное солнышко : первая книга для чтения. – М. ; Пг., 1923. – (Учебники и учебные пособия для школ I и II ступени);
  • Богоявленский Д., Тимофеев Л. Книга для чтения : учебник для школ малограмотных. – Ростов н/Д., 1933;

Горецкий В. Г. Книга для чтения : (для дополнительного чтения в 3-м классе). – М., 1970;

  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 1 класс. – М., 1976;
  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 3 класс. М., 1978;

Экспозиция располагается в витрине читального зала Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

Выставка продлится с 27 августа по 29 сентября 2019 года.

  • ГорецкийВ. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Читаем сами : пособие для учащихся 1 класса 3-летней начальной школы. – М., 1992.


Библиографические редкости на выставке одной книги

С 15 августа в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлен редкий альбом: Н. Сапунов. Стихи, воспоминания, характеристики Валерия Брюсова, М. Кузмина, П. Потемкина, С. Карамурза, Ф. Коммиссаржевского, Я. Тугендхольда и А. Эфроса / рис. А. Арапова, Н. Крымова, Павла Кузнецова, Николая Милиотти и Н. Феофилактова, фронт. К. Сомова. М.: Издание Н.Н. Карышева, 1916.

Книга выпущена друзьями и почитателями художника в его память - Н. Сапунов безвременно погиб в 1912 году (утонул в Финском заливе, катаясь на лодке). Книга издана под наблюдением А. М. Кожебаткина. Набор и печать осуществлены в типографии Товариществава А. А. Левенсон. Клише работы О. Ренар. Клише и печать обложки Г. А. Леман. Издательская иллюстрированная в красках в духе искусства начала века обложка работы художника С. Судейкина. Рисунки вне текста работы художников А. Арапова, Н. Крымова, П. Кузнецова, Н. Милиотти и Н. Н. Феофилактова. Фронтиспис работы К. Сомова, с надписью Сапунову. Тираж 540 нумерованных экземпляров, из которых 40 в продажу не поступало.

Сапунов Николай Николаевич (1880–1912) - русский художник, представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга "Голубой розы". Родился в 1880 году в Москве. С 1893 по 1904 год учился в школе живописи, ваяния и архитектуры в Москве у известнейших русских художников: Левитана, Серова и Коровина. С 1904 - 1911 годы учился у А. Киселева в Академии изящных искусств в Петербурге. В 1902 году совершил путешествие в Италию. В 1901, 1902 гг. работал в художественных мастерских Большого и Художественного театров в Москве вместе с К. Коровиным. С 1908 года жил в Петербурге, где был одним из создателей и членов Художественного совета "символического театра" и Дома интермедий под руководством Мейерхольда. Выставлялся, начиная с 1900 года, участник выставки "Голубая роза" в 1907 году. С 1907 году примыкал к "Миру искусства" и участвовал в выставках мирискуссников в 1910-1913 гг.

Уже в ранних, импрессионистических вещах Сапунова проявился его талант колориста, буквально живущего цветом. Помимо пейзажей, создавал остродекоративные натюрморты и гротескные жанровые сценки, для которых характерны смешение реальности с театрализованной феерией, безудержная яркость вибрирующих синих, желтых и оранжевых тонов. С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра», тем более, что мастер плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у В. Ф. Комиссаржевской, где он разработал особый тип «картины о спектакле».

 Безвременную кончину художника, подававшего огромные надежды, оплакивал весь русский художественный мир, о чем свидетельствует настоящий труд.

В издании помещены воспоминания, характеристики, стихи и рисунки, посвященные Н. Сапунову, а также его портрет работы П. Кузнецова.

Экземпляр библиотеки № 428. Редкость.

Выставка продлится до 1 сентября 2019 года.

 




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru