Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


Выставка одной книги - "Все театры"

    С 15 февраля в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлен редкий альбом: Все театры: [Ежегодник московских театров] : Сезон 1910-1911 / под ред. Н. Шебуева. - Москва : т-во печ. А. А. Левенсон, [1910].

     Альбом «Все театры» планировался к выходу в начале каждого зимнего театрального сезона. На страницах издания публиковались статьи о предполагаемой  деятельности  всех московских  театров в очередном сезоне; портреты всех выдающихся артистов текущего сезона; зарисовки и фотографии новых постановок, костюмов, декораций, гримов, бутафорий и т.д.; списки музыкальных, вокальных и балетных училищ и учителей  Москвы; планы и цены всех театров; различные объявления.

     Издание изобилует большим количеством разнообразной рекламы. Здесь и магазины дамских нарядов, парфюмерии, лорнетов и биноклей, компания по продаже граммофонов, а рядом Нотный магазин Российского музыкального издательства, театральная мастерская А. Г. Талдыкина, костюмерная С. И. Зимина и др.

    Редактором альбома выступал Николай Георгиевич Шебуев (1875-1935) -  русский, советский писатель и поэт, издатель и журналист. Широкую известность Н. Г. Шебуев приобрел, благодаря изданию сатирического журнала "Пулемет" (1905). За помещенные в нем резко антиправительственные рисунки Шебуев отсидел год в крепости. Позднее издавал журналы "Газета Шебуева" и "Весна". Являясь выразителем настроений буржуазного интеллигентского обывателя, Шебуев  в  годы реакции отстранился от вопросов политики и обратился в защитника "чистого искусства". "В политике — вне партий; в литературе — вне кружков; в искусстве — вне направлений" ставится им как девиз в подзаголовке "Весны", в которой наряду с Бальмонтом, Гумилевым, Андреевым и Куприным впервые стали печататься футуристы - В. Хлебников, В. Каменский, Н. Асеев и другие.

     Выставка продлится до 1 марта 2019 года.

    



Абонемент «Книжное мастерство»

    16 февраля в 14.00 в центре консервации библиотечного фонда (0 этаж) начинает свою работу абонемент «Книжное мастерство» по обучению переплету.

    За время работы абонемента можно будет:

   - познакомиться с одной из наиболее ранних форм переплета - коптским переплетом, который явился прообразом и основой для эволюции западноевропейского переплетного дела,

  -  освоить уникальную технику изготовления первых коптских книг,

   - вы собственными руками сможете сделать книгу-блокнот, внешним видом соответствующую переплетным традициям книг III - IV вв. н.э. В этой замечательной книге страницы полностью открываются, что создает идеальные условия для хорошего письма и зарисовок,

 

   Абонемент включает 4 занятия.

 

   Стоимость абонемента с учетом расходных материалов для переплета - 600 рублей.

 

Контактная информация для записи и справок:

тел. 266-58-28

эл почта: kamlar@mail.ru

 

Программа занятий:

 

16 февраля

Лекция по истории коптского переплета.

Знакомство с оборудованием и материалами для переплета.

Мастер-класс по изготовлению блокнота: подготовка и фальцовка тетрадей, формирование блока, изготовление сторонок (досок).

 

16 марта

Мастер-класс по изготовлению блокнота: разметка и пропил тетрадей. Разметка, сверление и прорезание сторонок. Шитье блока (начало).

 

20 апреля

Мастер-класс по изготовлению блокнота: шитье блока (завершение). Крепление сторонок к блоку.

 

18 мая

Мастер-класс: крепление сторонок к блоку (завершение). Плетение капталов.



Книжный вернисаж - "Театр в лицах"

    Театр – это не только сцена, кулисы, постановки и залы. Прежде всего, театр – это люди, которые наполняют сухие строки диалогов и монологов жизнью: режиссёры и актёры. Именно лицам театра и посвящена новая экспозиция в рамках проекта «Книжный вернисаж», подготовленная специалистами Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки – «Театр в лицах».

    Вниманию гостей библиотеки будут представлены издания XIX – начала XX вв. о деятелях театра:

  • Панаева А. Я. Русские писатели и артисты 1824-1870 : писатели : Аксаков, Анненков, Бакунин [и др.]. Артисты : Брянские, Мартынов, Максимов [и др.] / А. Я. Панаева. – Санкт-Петербург, 1890. – (Воспоминания А. Я. Головачёвой-Панаевой).

Авдотья Яковлевна Брянская, в первом браке Панаева, во втором браке Головачёва (1820-1893) – русская писательница и мемуаристка, которая с 1846 года около 20 лет была гражданской женой Н. А. Некрасова. «Воспоминания» Панаевой, написанные на склоне дней, являются ценнейшим источником сведений о кружке Белинского и о литераторах, группировавшихся вокруг журнала «Современник».

В книге Панаева-Головачёва делится своими воспоминаниями об артистах императорских театров, чьи имена гремели на всю Россию: Брянских, Мартынове, Максимове, Каратыгиных, Самойловых, Петровых, Шумском, Щепкине, Семёновой, Истоминой и др. «Я родилась и выросла в театральном мире. Мои отец и мать (Брянские) были артисты императорского театра в Петербурге» – так начинаются мемуары Авдотьи Яковлевны, которые являются ценным вкладом в историческую литературу.

 

  • Ярцев А. А. Ф. Г. Волков : (основатель русского театра) : его жизнь в связи с историей русской театральной старины / биографические очерки А. А. Ярцева. – Санкт-Петербург, 1892. – (Жизнь замечательных людей : биографическая библиотека Ф. Павленкова).

Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель, создатель первого постоянного русского театра.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык. В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. Стараниями Волкова 30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а сам он был назначен «первым русским актёром» (директором театра стал Александр Сумароков). В 1761 году пост директора театра занял Волков.

  • Г-н А. Памяти великого артиста Петра Геронимовича Адамиана / очерк А. Г-на. – Ростов-на-Дону, 1903.

Петрос Иеронимович Адамян (1849- 189) – армянский актёр, поэт и художник. Искусство Адамяна отличалось интеллектуальной глубиной, яркой эмоциональностью и высоким мастерством. Больше всего прославился исполнением ролей Отелло, Кина и особенно Гамлета. Некоторые критики ставили его наряду с Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. Русская печать признала Адамяна одним из крупнейших трагиков мира.

В 1866 начал сценическую деятельность в Константинополе; в  1870 году с труппой режиссёра Т. Фасуладжяна приехал в Россию, играл в Нахичевани-на-Дону.

Также в экспозиции будут представлены биографии советских деятелей театра:

  • Владимир Александрович Владиславский : заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии. – Москва, 1949. – (Малый театр : 125 лет) – с автографом актёра.
  • Елена Николаевна Гоголева : народная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии. – Москва, 1949. – (Малый театр : 125 лет) – с автографом актрисы;
  • Лозинская Л. Елена Николаевна Гоголева. – Москва ; Ленинград, 1949. – также с автографом актрисы;
  • Цимбал С. Л. Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий Николай Константинович Симонов. – Ленинград, 1951. – (Мастера Ленинградской сцены : монографии). – с автографом актёра;
  • Сперанский Е. Актёр театра кукол. – Москва, 1965. – с автографом автора;

Евгений Вениаминович Сперанский (1903-1998) – русский советский актёр, режиссёр и драматург театра кукол, Народный артист РСФСР (1966). Награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Евгений Вениаминович Сперанский начинал свою карьеру в качестве научно-технического сотрудника библиотеки Исторического музея.

  • Туровская М. Максим Максимович Штраух / М. Туровская, Б. Медведев. – Москва, 1952. – с автографом актёра.

   Изюминкой экспозиции является любопытное издание 1914 года «Что говорит артистический мир?», выпущенная акционерным обществом «Миньон» (Санкт-Петербург). Это – брошюра с портретами и автографами артистов (актёров, танцоров, музыкантов), а все высказывания артистов посвящены продукции кондитерской фабрики «Миньон».

   Экспозиция располагается в витрине читального зала Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

   Выставка продлится с до  28 февраля 2019 года.



«Люблю, где есть пороки пощипать…: 250 лет со дня рождения И. А. Крылова»

    В первой половине XIX века одним из самых читаемых писателей в России был, несомненно, Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Басни его расходились в десятках тысяч экземпляров – тиражи по тому времени неслыханные.

    1 февраля в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «Люблю, где есть пороки пощипать…: 250 лет со дня рождения И. А. Крылова», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской публичной библиотеки.

    Иван Андреевич Крылов (1768-1844 гг.) - знаменитый русский баснописец, драматург, журналист. Он был лучшим из российских баснописцев и покорил сердца читателей из всех социальных групп русского населения. В 1811 г. за выдающиеся литературные заслуги он был избран членом Российской Академии, а в 1823 г. получил золотую медаль. По силе выражения, по красоте формы, басни Крылова, по мнению критиков XIX в., были верхом совершенства. Однако, к жанру басни Крылов обратился довольно поздно, до того он писал комедии и сатирические повести, имевшие огромный успех. Чтобы добиться большей выразительности, Крылов изгонял из своих произведений книжные обороты и `поэтические вольности, вводил вместо них более точные, народные выражения. В мастерстве рассказа, в изображении характеров Крылов - истинный художник, наделенный тонким юмором.

    На выставке демонстрируется редкие издания произведений знаменитого баснописца из собрания Донской публичной библиотеки. В экспозиции 1-й и 2-й т.т. первого собрания сочинений Крылова вышедшго в 1847 году под редакцией известного историка литературы П. А. Плетнева. Плетнев, близко знавший Крылова, написал его биографию и произвел большую подготовительную работу по собиранию материалов для этого издания. Он извлек из журналов, альманахов и рукописей многочисленные забытые и неизвестные произведения Крылова. Все сочинения были разделены на три тома: в первом помещена проза, во втором — поэзия и в третьем — драматические произведения. Однако в условиях того времени Плетневу не удалось достигнуть полноты издания, так же как и дать окончательно выверенный текст, благодаря чему его издание имеет ряд существенных недочетов. После выхода издания Плетнева в течение ряда лет в печати опубликовывались многочисленные дополнения и находки новых текстов Крылова. В частности, были опубликованы пьесы «Кофейница» и «Подщипа», не вошедшие в собрание сочинений 1847 года.

     Среди экспонатов выставки отдельные издания произведений Крылова, изданные в XIX-начале ХХ в.в.:

  • Избранные сочинения, изданные в Москве К. И. Тихомировым (1899);
  • Полное собрание сочинений И. А. Крылова (СПб., 1904), редактором и автором вступительной статьи и примечаний выступил  русский и украинский литературовед, фольклорист и  библиограф В. В. Каллаша ;
  • оригинальное малоформатное издание «Басен» И. А. Крылова, вышедшее в Санкт-Петербурге в типографии Исидора Гольдберга (1895). В коленкоровом издательском переплете, выполненном в паровой мастерской О. Кирхнера, с тисненым золотом профилем баснописца на передней крышке переплета, круговым золотым обрезом и  составными форзацами из бумаги «под муар». Каждая страница текста в узорной рамке. Графическое оформление и гравированный профиль И. А. Крылова работы Якова Яковлевича Бельзена (1870–1937). Изящное издание было приурочено к 50-летию со дня смерти писателя. Формат  книги 9,5х12 см;
  • «1812 год в баснях Крылова» (СПб.: издание Общины св. Евгения, 1912). Одна из самых блестящих книг в истории книжного оформления, роскошное библиофильское издание, приуроченное к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 г. В книге четыре басни «Волк на псарне» - Наполеон в России. Вторая басня «Обоз» - Крылов пытался влиять на общественное мнение, роптавшее на Кутузова за его медлительность. Третья – «Ворона и курица» - сюжетной основой для автора стала нужда, которую французы терпели после занятия Москвы. Четвертая басня – «Щука и кот» написана под впечатлением известной неудачи адмирала П. В. Чичагова, которому было поручено задержать армию Наполеона при переходе через Березину. Книга оформлена Е. Нарбутом. По поводу этого издания известный русский философ В. Розанов заметил, что хорошо бы, чтобы «наши классики были когда-нибудь императорски изданы с таким же великолепием всех подробностей живописи, бумаги, формата, шрифтов (конечно старинного стиля!), как эти четыре басни».

    На выставке экспонируются издания великого баснописца, выходившие в годы Великой Отечественной войны:  Полное собрание сочинений И. А. Крылова, вышедшее в издательстве Художественная литература в 1944 году; отдельно изданные басни  «Орел и крот»,  «Стрекоза и муравей», вышедшие в издательстве Госкиноиздат в 1944 году и др.

     Изюминкой выставки является уникальное прижизненное издание «Басни русские, извлеченные из собрания И.А. Крылова: с подражанием на французском и итальянском языках разными авторами и с двумя предисловиями, на французском Г. Лемонтея, а на итальянском Г. Салфия». Книга издана в Париже в 1825 году. Текст параллельно на русском, французском и итальянском языках. Портрет И. А. Крылова и четыре иллюстрации выполнены К. Бауэром в технике гравюры на меди. Перевод басен Крылова сделан лучшими баснописцами и поэтами Франции. Граф Григорий Орлов издал книгу на свои деньги, отпечатав её в лучшей парижской типографии Дидо.

    Иван Андреевич в своих произведениях освещал разные темы жизни. И конечно тема войны 1812 года не прошла мимо его творчества.

    Специальный раздел выставки посвящен работе Ивана Андреевича Крылова в качестве библиотекаря Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге:

  • Бабинцев С. М. И. А. Крылов : очерк его издательской и библиотечной деятельности (М., 1955);
  •  Гордин А. Крылов в Петербурге (Л., 1969;
  • История Государственной ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова (Л., 1963) и др.

   Выставка продлится до 2 марта 2019 года.

 




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru